Урок информатики 9 классе
Тема: Понятие, суждение, умозаключение. Понятия «истина» и «ложь».
Тема: Понятия «истина» и «ложь»
Цели:
познакомить учащихся с понятиями «истинное и ложное высказывание»;
учить определять, является ли высказывание истинным с точки зрения объективной действительности;
Педагогические задачи урока:
развивать логическое мышление, наблюдательность, речь;
воспитывать умение работать в коллективе, с уважением относиться к мнению одноклассников.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
знать, как люди добывают «истину»;
уметь оценивать истинность и исправлять его, если оно ложно;
уметь приводить примеры, как истинное высказывание со временем может «стать» ложным.
Ключевые понятия: понятия «истина», «ложь».
Характеристика урока:
форма организации : эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа;
тип урока : комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
стратегия : анализ имеющихся знаний с выходом на новый уровень осмысления истинных и ложных высказываний.
Материальное обеспечение урока : учебник, демонстрационный ПК.
Примерный план урока:
Организационный момент (1-2 мин).
Изучение новой темы (10-12)
Первичное закрепление (9-12мин).
Физкультминутка (2-3 мин).
Компьютерный практикум (10-12 мин).
Обобщение и подведение итогов (3 мин).
Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
Ход урока
Организация учащихся на работу.
Девиз урока: «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию».
Ребята, у нас с вами интересная тема, но я должна быть уверена, что вы готовы её изучать.
II . Изучение новой темы.
Подготовительная работа.
Игра «Истина – ложь»
Подберите синоним к слову «правда», а теперь к слову «неправда».
Новые знания будет трудно добывать и осваивать без умения быстро и верно отвечать на поставленные вопросы, поэтому начнём урок с игры «Истина – ложь»
Я буду высказывать некоторые мысли, если вы верите мне, то поднимите карточку «И», если нет, то карточку «Л».
Все крокодилы летают.
Компьютер – помощник человека при счёте.
10 делится на 3 без остатка.
Телефон служит средством связи.
Наша школа находится в 29 микрорайоне.
Сейчас у нас не урок информатики.
Город Темрюе – столица Краснодарского края.
В городе все школы четырёхэтажные.
Вы учащиеся 4-ой школы и четвероклассники.
Введение понятий «ложное, истинное высказывание»
Назовите высказывания, которым вы поверили. Почему? (Потому что это соответствует действительности, это правда)
Такие высказывания называются истинными , то есть правдивыми, соответствующими действительности.
Как можно назвать высказывания, которые вы посчитали неверными?
Такие высказывания являются ложными .
Запомни! Истина – это то, что соответствует действительности.
Ложь – то, что действительности не соответствует.
Закрепление материала.
Игра «Кто больше?»
Чтобы проверить насколько вы поняли новы материал, я предлагаю вам игру-соревнование «Кто больше?»
Правила игры следующие: класс делится на две команды «Истина» и «Ложь». Соответственно ребята из команды «Истина» приводят примеры истинных высказываний, а ребята из команды «Ложь» ложных высказываний.
Молодцы! Вы великолепно справились с заданием. Как вы думаете, почему в нашем соревновании нет победителей и побеждённых?
Нас окружает такое огромное количество объектов, а вы очень наблюдательны, внимательны и любопытны, что и помогло вам успешно справиться с заданием.
2) Работа по учебнику.
Чтение учебника стр. 82-85
Фронтальный опрос.
Всегда ли легко определить, когда то или иное высказывание истинное? (нет, иногда не хватает знаний и опыта)
Какие действия должен произвести человек, чтобы добыть истину? (наблюдать, сравнивать, размышлять, вычислять, измерять, производить исследования)
Что является результатом размышления? (устное высказывание или высказывание в виде текста, рисунка, числа, схемы, формулы)
Приведите примеры из жизни, когда ложное высказывание становится истинным, когда люди узнают что-то новое или наоборот.
Физминутка.
Игра «Делай наоборот»
Урок мы начали с подбора синонимов, а сейчас я предлагаю вам подобрать антонимы, причём устно.
Я буду произносить высказывания-действия, а вы будете делать всё наоборот.
Сидите.
Не прыгайте.
Не стойте.
Не поднимайте руки.
Плачьте.
Не топайте.
Молчите.
Не приседайте.
Не садитесь.
Не слушайте.
Работа в тетрадях.
№ 1. Вставь пропущенные слова:
Понятия «истина» и « ложь » - это несовместимые понятия.
Истина не всегда «лежит» на поверхности.
Люди добывают истину , когда наблюдают, исследуют предметы и явления, думают , вычисляют, измеряют и так далее.
Высказывание может быть истинным или ложным .
Истина – это то, что соответствует действительности.
Ложь – то, что действительности не соответствует.
№ 5. Обработай графическую и текстовую информацию и укажи истинные это суждения или ложные, выделив нужную букву.
На рисунке древний человек | |||
Человек читает книгу | |||
Информация хранится на бумажном носителе | |||
На камне изображена сцена охоты |
Все фигуры имеют углы | |||
Все фигуры являются прямоугольниками | |||
Две фигуры – прямоугольники | |||
В верхнем левом углу изображен круг |
№ 6. А) Рассмотри схему.
«дерево»
«клён»
«ель»
«сосна»
«дуб»
Придумай обозначения слов и заполни диаграмму
Азино 777 самое огненное онлайн казино России привлекает щедрыми бонусами, огромным ассортиментом развлечений и большим выбором платежных систем. Работая с 2010 года, сайт стал местом отдыха и источником заработка тысячи игроков. Убедиться в привлекательности казино легко, достаточно запустить игровые автоматы в демонстрационном режиме без регистрации бесплатно.
Информация о создании Азино777
Официальный сайт Azino777 с известным в народе названием Три топора выполнен в ярких цветах. На темном фоне выделяются оранжевые языки пламени и баннеры с актуальной информацией. Многочисленные бонусные предложения отображаются на всплывающих экранах, что позволяет клиентам быстро узнавать о самом интересном. Пользователи могут выбрать отображение на русском и английском языке.
Крупная компания Victory777 является владельцем казино Azino777, которое осуществляет деятельность в соответствии с лицензией Кюрасао. Азино777 официальный сайт предлагает посетителям ознакомиться с копиями документов, разрешающих игорную деятельность, по иконке Curacao eGaming, расположенной на главной странице.
Используя софты ведущих разработчиков, заведение не требует скачивания дополнительных программ, позволяя развлекаться в браузере.
Регистрация на портале происходит за несколько минут. Для оформления требуются минимальные личные данные и адрес электронной почты. Развлекаться на Azino777 можно с 18 лет.
Лучшие игры в Azino777
Такие производители игр, как EGT, Amatic, Novomatic, Aristocrat или Igrosoft не нуждаются в представлении. Вся их продукция отличается высоким качеством и надежностью. Официальный сайт Азино 777 предлагает развлекаться не только на слотах этих разработчиков, но и в видео покер, блекджек и рулетку.
Есть возможность найти нужную игрушку, настроив фильтры по названию, бренду, новизне, жанру и другим характеристикам.
Присутствуют модели с джекпотами и игры с реальными дилерами. С настоящими крупье можно сыграть в рулетку, блекджек или покер. В отличие от других забав, развлечения с живыми крупье доступны только при игре на деньги.
Для постоянных клиентов на сайте Азино777 регулярно проводятся турниры с щедрыми призами. Тематика и условия состязаний отображаются в специальном разделе сайта.
Познание - это творческая духовная деятельность, целью которой является постижение истины. Традиционно истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности. Данная концепция истины называется классической и восходит к идеям греческих философов Платона и Аристотеля.
Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет.
Платон
I Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное.
Аристотель
Польско-американский логик и математик Альфред Тарский (1902-1984) выразил классическую формулу истины таким образом: высказывание «Р есть С» истинно, если Р есть С. Например, высказывание «Золото - металл» истинно, если золото действительно является металлом. Истинность и ложность, таким образом, относятся к нашим мыслям и высказываниям, а не к фактам реального мира.
Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion - мерило для оценки). В истории философии были предложены различные критерии отличения истинного от ложного (табл. 6.1).
- 1. Сенсуалисты (П. Гольбах, Л. Фейербах) опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
- 2. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза) считали, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и искали основы для проверки высказываний в разуме. Основным критерием истины становились ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания являлась математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
- 3. Дальнейшее развитие рационализм находит в когерентной концепции (О. Нейрат, К. Гемпель), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2x2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
- 4. Сторонники прагматизма (У. Джеймс, Р. Рорти) считают критерием истинности эффективность знаний. Истинное знание - это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
Истиной прагматизм признает то - и это единственный его критерий истины, - что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие?
У. Джеймс
- 5. В марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс) критерием истины выступает практика (от греч. praktikos - деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение признается истинным.
- 6. Для сторонников конвенционализма (А. Пуанкаре, М. Полани) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Так, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.
Таблица 6.1. Критерии истины в разных философских концепциях
Некоторые предложенные критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины. В этом случае можно говорить о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.
Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие: в таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.
Известны и альтернативные трактовки истины. Так, в религиозной философии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.
Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.
Относительная истина - это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно: действительность невозможно исчерпать до конца, а с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. В то же время каждое открытие является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-та часть истины абсолютной.
Так, в высказывании Демокрита «мир состоит из атомов» содержится момент абсолютной истины, однако в целом истина Демокрита не абсолютна, поскольку не исчерпывает реальности. Современные представления о микромире и элементарных частицах более точны, однако и они не исчерпывают реальности в целом. Каждая подобная истина содержит как часть относительной истины, так и часть абсолютной.
Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если же считается, что она только абсолютна, - к догматизму.
Абсолютную истину в широком ее понимании нельзя путать с вечными, или банальными, истинами, такими, как «Сократ - человек» или «Скорость света в вакууме - 300 тыс. км/с». Вечные истины являются абсолютными только по отношению к конкретным фактам, а для более значительных положений, например для научных законов, а тем более для сложных систем и действительности в целом полных и исчерпывающих истин не существует.
Помимо понятия «истина» в русском языке также употребляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости; это высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Согласно В.И. Далю, правда есть «истина на деле, истина во благе».
Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь - преднамеренное возведение неверных представлений в истину.
Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
- 1. В классической концепции истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности.
- 2. В качестве критериев истины в разное время предлагались чувственный опыт; ясность и отчетливость; согласованность с системой знаний; эффективность; опыт; общее согласие.
- 3. Абсолютная истина - это полное, а относительная истина - неполное знание о действительности. Достижение абсолютной истины невозможно, но каждая новая относительная истина может быть шагом к абсолютной.
ЗАДАНИЯ
- 1. Дайте определения категорий истина, ложь, заблуждение.
- 2. Перечислите критерии истины. Попробуйте указать их преимущества и недостатки.
- 3. Назовите виды истины, дайте их характеристику.
Продолжительность урока: 45 мин
Тип урока: комбинированный:
- проверка знаний – устная работа;
- новый материал – лекция;
- закрепление – практические упражнения;
- проверка знаний – задания для самостоятельной работы.
Цели урока:
- дать понятие таблицы истинности;
- закрепление материала предыдущего урока “Алгебра высказываний”;
- использование информационных технологий;
- привитие навыка самостоятельного поиска нового материала;
- развитие любознательности, инициативы;
- воспитание информационной культуры.
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Повторение материала предыдущего урока (устный опрос) (4 мин).
- Объяснение нового материала (12 мин).
- Закрепление
- разбор примера (5 мин);
- практические упражнения (10 мин);
- задания для самостоятельной работы (10 мин).
Оборудование и программный материал:
- белая доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютеры;
- редактор презентаций MS PowerPoint 2003;
- раздаточный справочный материал “Таблицы истинности”;
- демонстрация презентации “Таблицы истинности”.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.
II. Повторение материала предыдущего урока
Давайте вспомним основные определения и понятия:
Вопрос | Ответ |
1. Какое предложение является высказыванием? | Повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается |
2. На какие виды делятся высказывания по своей структуре? | Простые и сложные |
3. Истинность каких высказываний является договорной? | Простых |
4. Истинность каких высказываний вычисляется? | Сложных |
5. Как обозначаются простые высказывания в алгебре высказываний? | Логическими переменными |
6. Как обозначается истинность таких высказываний? | 1 и 0 |
7. Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний? | Логические операции |
8. Перечислите их. | Инверсия (отрицание) Конъюнкция (умножение) Дизъюнкция (сложение) Импликация (следование) Эквиваленция (равносильность) |
9. Определите, соответствует ли формула сложному высказыванию. Назовите простые высказывания. Определите причину несоответствия. (Задание на экране) | Нет, неправильно поставлен знак |
10. Определите, соответствует ли формула сложному высказыванию. Назовите простые высказывания. Определите причину несоответствия. (Задание на экране) | Да |
III. Объяснение нового материала
Последние два примера относятся к сложным высказываниям. Как же определить истинность сложных высказываний?
Мы говорили, что она вычисляется. Для этого в логике существуют таблицы для вычисления истинности составных (сложных) высказываний. Они называются таблицами истинности.
Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.
3.1) Определение. Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных (Рисунок 1).
3.2) Разберем подробнее каждую логическую операцию в соответствии с ее определением:
1. Инверсия (отрицание) – это логическая операция, которая каждому простому высказыванию ставит в соответствие составное высказывание, заключающееся в том, что исходное высказывание отрицается.
Эта операция относится только к одной переменной, поэтому для нее отведено только две строки, т.к. одна переменная может иметь одно из двух значений: 0 или 1.
2. Конъюнкция (умножение)– это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.
Легко увидеть, что данная таблица действительно похожа на таблицу умножения.
3. Дизъюнкция (сложение) – это логическая операция, которая каждым двум простым высказываниям ставит в соответствие составное высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.
Можно убедиться, что таблица похожа на таблицу сложения кроме последнего действия. В двоичной системе счисления 1 + 1 = 10, в десятичной – 1 + 1 = 2. В логике значения переменной 2 невозможно, рассмотрим 10 с точки зрения логики: 1 – истинно, 0 – ложно, т.о. 10 – истинно и ложно одновременно, чего быть не может, поэтому последнее действие строго опирается на определение.
4. Импликация (следование) – это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда условие истинное, а следствие ложно.
5. Эквиваленция (равносильность) – это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания одновременно истинны или ложны.
Последние две операции были разобраны нами на предыдущем уроке.
3.3) Разберем алгоритм составления таблицы истинности для сложного высказывания:
3.4) Рассмотрим пример составления таблицы истинности для сложного высказывания:
Пример. Построить таблицу истинности для формулы: А U В -> ¬А U С.
Решение (Рисунок 2)
Из примера видно, что таблицей истинности является не все решение, а только последнее действие (столбец, выделенный красным цветом).
IV. Закрепление.
Для закрепления материала вам предлагается решить самостоятельно примеры под буквами а, б, в, дополнительно г–ж (Рисунок 3).
V. Домашнее задание, обобщение материала.
Домашнее задание дано вам также на экране монитора (Рисунок 4)
Обобщение материала: сегодня на уроке мы научились определять истинность составных высказываний, но больше с математической точки зрения, так как вам были даны не сами высказывания, а формулы, отображающие их. На следующих уроках мы закрепим эти умения и постараемся их применить к решению логических задач.
Цель
Понять , что такое истинное высказывание и ложное высказывание.
Научиться приводить примеры истинно го высказывания и ложного высказывания.
Понять
Понятия «истина» и «ложь» имеют в информатике очень большое значение.
В результате размышления человек может высказать своё мнение, которое есть результат обработки полученной им информации. Если он выразит вслух свое мнение, это будет высказывание .
Высказывание может быть истинным или ложным .
Рассмотрим два математических высказывания, одно из которых истинное, а другое ложное:
- 2 + 2 = 4
- 2 + 2 = 5
«2 + 2 = 4» - это истинное математическое высказывание, потому что оно верно отражает действительность. Значение второго выражения «2 + 3 = 5» не соответствует истине. Это ложное высказывание.
Понятия «истина» и «ложь» - непересекающиеся. Высказывание может быть либо истинным, либо ложным. Третьего не дано.
Приведём примеры истинных высказываний:
«Девять делится на три»; «Дети любят играть»; «Брошенный вверх камень падает на землю»; «Дети со временем становятся взрослыми».
Все эти высказывания истинные, так как их смысл соответствует действительности. Примеры ложных высказываний:
«10 делится на 3 без остатка»; «ласточки не летают, а куры летают»; «Дети старше своих родителей», «Планета Земля больше Солнца».
Эти высказывания ложные, так как их смысл действительности не соответствует.
Высказывание человека, составленное им в результате обработки информации, может оказаться истинным, а может - ложным. Рассмотрим пример двух высказываний, которые могут быть получены в результате анализа графической информации:
Выполни
План действий
- Используя предложенные слова, сформируй в рабочей тетради и в текстовом редакторе истинные высказывания: компьютер, мобильный телефон, устройство, передача информации;
- дождь, снег, пасмурная погода;
- 8, 12, 444, чётные числа;
- 435, 851, 997, трёхзначные числа.
- Сохрани файл под именем «Истинные высказывания» в папке «Моё портфолио».
Главное
- В результате размышлений (обработки информации) человек может составить высказывание (выразить своё мнение).
- Высказывание, которое соответствует действительности, - истинное.
- Высказывание, которое действительности не соответствует, - ложное.
Знать
- Прочитай высказывания и определи, истинные они или ложные:
- 16: 2 = 9
- 721 - это шестизначное число. Компьютер может работать без процессора.
- Отличник - это ученик, который плохо учится.
- Учебник - источник информации для школьников.
- Приведи пример истинного высказывания из области математики.
- Оцени истинность высказывания: «Муравей больше слона». Если оно ложное, то замени одно слово, чтобы получилось истинное высказывание.
- Придумай два повествовательных предложения таких, чтобы одно из них было истинным высказыванием, а другое - ложным.
Уметь
Выполни задания в рабочей тетради № 1.
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Искажение информации».